Google






20:07 28.10.2014
О бедных зеркалках замолвите слово...
 Подробности ...
 
03:22 20.10.2014
Жёсткий диск в компьютере, SSD - в голове?
 Подробности ...
 
20:50 31.12.2013
С наступающим Новым Годом!
 Подробности ...
 
14:39 24.12.2013
Свежий драйвер AMD Catalyst для видеокарт на базе чипов AMD Radeon
 Подробности ...
 
23:30 23.12.2013
FBReader 1.9.4 для Android
 Подробности ...
 
Rambler's Top100 liveinternet.ru

Работа с Dolby Digital/AC-3 в звуковом программном пакете Nuendo
 
 
Обсудить на форуме Обсудить на форуме         Автор: Кирилл Иванченко  
Быстрый переход на страницу :
   страницы : << 1 2 3 4 5 >>  
Введение



Стандарт Dolby Digital 5.1 (далее АС-3) был разработан в 1992 году компанией Dolby Laboratories, известным производителем профессиональных систем шумоподавления,. Изначально стандарт предполагалось использовать в качестве альтернативы аналоговому двухканальному звуку при озвучивании 35 мм фильмов с последующим воспроизведением в кинотеатрах. Позднее было выполнено адаптирование АС-3 к условиям домашнего кинотеатра, данная версия и используется в настоящее время.
Как работает АС-3?
Стандарт подразумевает использование 5 полноценных каналов звукового сопровождения плюс один канал суббаса. Понятие полноценность в данном случае означает, что каждый из пяти каналов предназначен для воспроизведения диапазона частот от 3 Гц до 20 кГц. Канал суббаса предназначен для воспроизведения сверхнизких, тактильных частот, их полоса при этом искусственно ограничена 3Гц - 120 Гц.
В настоящее время существует ряд стандартизированных частот дискретизации и длины слова при кодировании сигнала, однако нас, как потребителей DVD будет интересовать только одно сочетание: частота дискретизации 48 кГц разрядностью 16 бит.

Страшилки или "а оно вам надо?"

Прежде, чем приступить к детальному описанию того, как правильно создать звуковую дорожку в стандарте АС-3, я опишу все тернии на этом трудном и неблагодарном пути.
Желание иметь полноценный пятиканальный звук на сделанном своими руками DVD диске вполне понятно, однако отнюдь не все понимают, какого результата добьются и какой ценой.
Итак, начнем.

Заблуждение первое.

Я отснял материал на камеру и хочу получить звук, такой как в кинофильмах!

Увы, это невозможно. Звуковая дорожка кинофильма, даже если она не содержит спецэффектов, записывается как минимум четырьмя микрофонами. А у вас их два, точнее, один, но стерео. Как бы вы не бились, что бы ни делали - машина, проехавшая мимо камеры, будет передвигаться справа налево или слева направо, но никак не назад и не по диагонали. Конечно, вы можете путем различных ухищрений добиться иллюзии такого движения, но вместе с машиной поедет вся остальная статичная картинка.
Заблуждение второе.

У меня есть компьютер со звуковой картой типа Sound Blaster, я могу редактировать звук АС-3.

Ничего подобного. Грамотно отредактировать и смикшировать дорожку возможно лишь тогда, когда у вас есть звуковая карта, имеющая 6 (5+1) выходов, подключенная к усилителю или ресиверу. Такие карты стоят от 250 долларов, поскольку многоканальная запись считается уделом профессионалов. Устройства многоканальной записи не содержат встроенного блока синтезатора, поэтому о компьютерных играх придется забыть. Правда, здесь есть исключение. Если ваша звуковая карта содержит цифровой выход S/PDIF, поддерживающий формат АС-3 и у вас есть ресивер с АС-3 декодером, то мониторинг и редакция дорожек с окружающим звуком возможны. О таком способе подключения - ниже.
Третье утверждение к разряду заблуждений не относится, однако учитывать его необходимо. Современные программы редактирования звука достаточно ресурсоемки. Поэтому для комфортной работы с ними необходим компьютер с процессором не ниже Pentium 4 и объемом памяти не меньше 256 МБ, лучше 512 МБ.
Если мои страшилки вас не испугали, и вы все еще преисполнены энтузиазма, написанное ниже - для вас.

Оборудование

Что нам потребуется для создания звуковых дорожек в формате АС-3
1. Компьютер;
2. Соответствующая звуковая карта;
3. Усилитель или ресивер;
4. Акустические системы, состоящие из 5 динамиков, плюс сабвуфер;
5. Программы редактирования и кодирования.

Первый пункт понятен, что касается второго, то тут есть два варианта.

Вариант А.

Вы покупаете карту многоканальной записи. Рынок предлагает достаточно много вариантов, однако для создания звуковых дорожек в бытовых условиях от нее не требуется качества Hi End. Лично я рекомендую устройство Delta 410 от фирмы М-Audio, содержащее 2 аналоговых входа, 8 монофонических аналоговых выходов и по одному стерео входу/выходу формата S/PDIF. При отличном качестве цена карты на момент написания статьи составляет 275 долларов, обеспечена великолепная поддержка фирмы - производителя.
В этом случае, схема подключения оборудования будет такой:


Схема подключения оборудования для варианта А

Схема подключения оборудования для варианта А



Вариант Б
Вы имеете карту с выходом S/PDIF, поддерживающим формат AC-3:


Схема подключения оборудования для варианта Б

Схема подключения оборудования для варианта Б



Как было сказано выше, АС-3 использует пять идентичных полнодиапазонных каналов:
- Два фронтальных (правый и левый);
- Два тыловых (правый и левый);
- Центральный.
Идентичность означает, что в идеальном случае усилитель имеет 5 независимых и равноценных каналов усиления, а все акустические системы одинаковы. Именно поэтому комплекты акустики для домашнего кинотеатра обычно состоят из пяти одинаковых кубиков и сабвуфера. Подобранность колонок имеет реальное значение, поскольку при микшировании принцип What you see is what you get (Что вы видите, то и получите) будет соблюдаться полностью. Что вы увидите, точнее, услышите при сведении, то и услышите, проигрывая диск.

Примечание:
На сегодняшний день онлайн контроль при подключении по Варианту Б не представляется возможным, поскольку для этого кодирование в формат АС-3 должно так же происходить в режиме реального времени. Таким образом, если ставить перед собой задачу сведения материала именно в онлайне, единственным приемлемым вариантом бытового уровня является подключение по Варианту А.

Программное обеспечение

Существует ряд программ для работы с многоканальным звуком, однако, на мой взгляд, самой удачной является Nuendo 2 фирмы Steinberg. Поскольку программа предназначена для профессионального использования (входит в необходимый набор 90% студий звукозаписи во всем мире), ее возможности просто неисчислимы, однако работа с ней требует некоторого навыка.
Для кодирования звуковых дорожек и получения результирующего файла .ас3 мы будем использовать кодер АС-3 от фирмы Sonic Foundry, хотя вполне возможно и использование встроенных в программы DVD Authoring кодеров, таких как в Sonic Scenarist, например.
Итак, за работу!

Работа с Nuendo 2.

Прежде всего, мы должны определиться, что же все-таки хотим получить в качестве конечного результата. Допустим, мы отсняли видовой фильм, и хотим добавить к нему свои комментарии, звучащие из центрального канала, а также создать иллюзию пространства звуковыми методами. Замечу еще раз: получить полноценную пространственную картинку в данном случае не возможно! Вы не использовали 4 или 5 микрофонов при съемке. Поэтому, речь идет только об иллюзии. Однако, если вы озвучиваете материал, не требующий оригинального (полученного при записи) саундтрека , либо вручную добавляете спецэффекты, возможно получить звук очень приличного качества.
Редактор Nuendo имеет ряд специфических особенностей. Поэтому немного о принципах его работы.
Основное окно программы выглядит так:


Основное окно Nuendo

Основное окно Nuendo




Основная панель редактора состоит из (сверху вниз и слева направо):

- Поля Инструментов (выделено зеленым);
- Поля служебной информации (выделено синим);
- Поля Инспектора (выделено красным);
- Поля Управления (выделено желтым);
- Поля отображения и редакции аудиоматериала (выделено белым);
- Транспортной панели;

Названия условны, не соответствуют оригиналу и приводятся в данном виде лишь для лучшего понимания принципов работы редактора.

Поле Инструментов содержит кнопки необходимых для редакции аудиодорожек: разрезание, склейка, стирание, выделение и т.д., малую транспортную панель, а также иные кнопки.

Поле служебной информации предназначено для отображения наименования трека, его длины, громкости, и т.д.

Поле Инспектора содержит инструментарий для обработки дорожки (подключения различных эффектов, эквалайзера, компрессора), кнопки настроек трека, и т.д.

Поле Управления содержит кнопки заглушения трека, автоматизации, блокирования и т.д., а также название трека.

Поле отображения содержит графические образы звуковых дорожек.

Транспортная панель предназначена для управления записью и воспроизведением.

Мы не будем подробно останавливаться на работе каждой кнопки - описание программы занимает около тысячи страниц текста и рисунков, а будем останавливаться только на необходимых нам.
Вообще, в различных окнах редактора информация и инструментарий часто дублируются. Сделано это для удобства пользования, поскольку, редактируя 90 дорожек материала прыгать из окна в окно крайне неудобно. Итак, начнем создание нашей звуковой дорожки.

Прежде всего, необходимо создать проект. Для этого, открыв в программе меню File нажмем New Project. Появится выпадающее меню:


Создание нового проекта

Создание нового проекта



Выберем то, на которое указывает стрелка. Почему именно это? Из-за качества. Дополнительный аудиоматериал (комментарии, фоновую музыку и т.д.) лучше писать в этом формате с последующей конвертацией в тот, который необходим. После нажатия кнопки ОК программа предложит выбрать папку на жестком диске, куда будет записываться вся необходимая информация, в том числе звуковые файлы и их образы. Позаботьтесь о том, чтобы места было достаточно! Для работы в формате 5.1 96 кГц/32 бита вам понадобится примерно 25 МБ дискового пространства на 1 минуту одной моно дорожки. Легко подсчитать, что для часового фильма понадобится 25 МБ х60 минут х6 = 8 ГБ дискового пространства + место на результирующий АС-3 и его временный файл (еще около 800 МБ). С запасом, отводите под проект около 10 ГБ дискового пространства.
В следующем появляющемся окне жмем кнопку ОК и поучаем новый рабочий проект. Нажатием этой кнопки мы произвели так называемый роутинг, то есть подключили соответствующие входы и выходы звуковой карты. Позже нам все равно придется их сконфигурировать иначе.
В соответствии с рисунком выше, мы получили 24 аудиодорожки для записи и редактирования. Нам нужно только 6, поэтому остальные мы удалим, выделив ненужные треки в поле Управления с помощью кнопки Alt на клавиатуре компьютера, а затем щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав команду Remove Selected Tracks.
Теперь распределим названия треков в удобном порядке. Для этого выделяем трек, а затем в поле Инспектора назначаем его выход:


Распределение названия треков

Распределение названия треков



Выбираем Left. Следующий трек будет Right, затем Center, LFE, Left Surround и, наконец, Right Surround. Как вы уже догадались, эти обозначения соответствуют двум фронтальным, центральному, сабвуферному и двум тыловым каналам и аудиоматериал после расстановки звуковых файлов на дорожки будет звучать именно из этих акустических систем.
Сохраним наш проект, выбрав Save As: в меню File редактора, дав ему подходящее имя. В нашем случае это будет test.npr.
 
Обсудить на форуме Обсудить на форуме      страницы : << 1 2 3 4 5 >>  




codecs.mediatory.ru

drivers.mediatory.ru

hardware.mediatory.ru

mobile.mediatory.ru

photo.mediatory.ru

software.mediatory.ru

sound.mediatory.ru

video.mediatory.ru

Видео Гид

kanst.mediatory.ru

Новости фотомира, секреты фотографии и фотографов

Фотоновости от PhotoGenius.Ru


G+ © 1999-2014   Цитирование и перепечатка материалов - только со ссылкой на сайт и уведомлением авторов.